Блог учителя начальных классов Магеррамовой Севиндж

Блог учителя начальных классов Магеррамовой Севиндж

пятница, 19 апреля 2013 г.

На сколько хорошо вы знаете своего ребенка ?



«Конечно!» - не задумываясь ответят большинство мам. Он такой, такой, такой... А теперь задумайтесь. Действитель­но ли он такой, как вам кажется, или вы видите не реального малыша, а вами же созданный образ? Неважно, лучше или хуже ребенок на самом деле. Он просто другой. А что думает о себе да и о вас сам ребенок? Совпадают ли его оценки с вашими? Отве­тить на эти вопросы помогут методики детского психолога, доктора психологических наук, авто­ра книги «Знаете ли вы своего ребенка?» Елены САВОНЬКО
Естественно, в сознании родителей существует неко­торый образ сына или дочери, то есть представление о том, какой он. Кроме того, суще­ствует идеальный образ свое­го ребенка, иными словами - представление о том, каким он должен быть. Например, ро­дители говорят: «Он очень мед­лительный, а я хочу, чтобы он все делал быстро" и так далее. В самом общем виде это формулируется так: «Он (она) не такой, как бы мне хотелось». И что делать в такой ситуации?
Попробуйте для начала про­вести несложный эксперимент. Напишите 10 качеств, которые вы больше всего цените в детях. Затем напишите 10 качеств, которые вам наиболее антипатичны в детях. Закройте глаза. Представьте себе собственного ребенка. Откройте глаза и выберите из первого ряда те качества, которые присущи вашему ребенку. Таким же образом поступите и со вторым рядом. Главное – не торопитесь, не принижайте, но и не приукрашивайте вашего ребенка. А теперь посмотрите на результат. Вы может получить 6 положительных и 9 отрицательных качеств. Разве это не повод для размышления? Кстати, этот эксперимент-игру можно провести со всеми членами семьи, а потом за «круглым столом» обсудить результаты.
Одна мама на вопрос, какие у нее проблемы с ребенком, отвечала: «Понимаете, сын безответственный, ленивый, грубый, неаккуратный, неорганизованный…» а когда ее спросили, за что она своего Сережу любит или что в нем есть хорошего, оказалось, что он добрый, руки у него золотые и читать любит.
А теперь задумайтесь: может ли ваш ребенок в принципе стать таким, каким вы хотите его видеть? А вы что делаете для того, чтобы ребенок «дотянул» до вашего идеала? Знаете ли вы, каков идеал вашего ребенка, и что вы делаете, что­бы помочь ему достигнуть его? Учитываете ли вы силы, склон­ности, возможности и способности его? Чему вы хотите на­учить ребенка? Поддерживаете ли вы стремление ребенка к самостоятельности? И, в конце концов, подумайте, согласны ли вы изменить свою систему "оце­нок".
Гораздо сложнее выяснить, что сам ребенок думает о себе. Многолетняя работа с детьми позволяет мне утверждать, что дети не понимают, что с ними происходит, не умеют подумать о себе, оценить свои силы, возможности, способности не только в конкретной ситуации, но и вне ее. Хотя в принципе самооценка, т. е. представление о себе, формируется у ребенка с очень раннего возраста. Конечно, вначале это не отчетливое представление о себе, а эмоциональное состояние, которое можно передать словами «со мной все в порядке» или наоборот. А затем ни в семьях, ни в школе никто не заботится о формировании у детей представления о самом себе, а следовательно, о формировании самолюбия, чувства собственного достоинства, ответственности за свои действия, внутренней аргументации тех или иных поступков типа «я тот человек, который это сделал» (причем это может быть как хорошим, так и плохим делом). Поэтому нужно помочь ребенку сформировать самооценку – т.е. оценку самого себя, своих способностей, умений с точки зрения внешнего или внутреннего эталона. Поэтому предла­гайте ребенку как можно больше таких маленьких эталонов, чтобы ему было от чего отталки­ваться. Например, малыш гово­рит: "Я уже умею считать до 100", - это для него некоторый эталон.
Из чего же еще складывает­ся самооценка? Во-первых, из оценочных суждений окружаю­щих его людей, во-вторых, из результатов своей деятельнос­ти (сам построил из кубиков башенку, сам что-то смасте­рил), в-третьих, из осознанного или неосознанного сравнения себя с другими людьми, в-чет­вертых, в процессе самопозна­ния.

Хотите прочитать до конца?Перейдите по ссылке 




















Комментариев нет:

Отправить комментарий